Развернуть чат
Активные темы
Обзор всех активных тем »
РЕКЛАМА
Наш опрос
Как вы реагируете на снижение курса рубля?

Делаю вклад в банк
Покупаю валюту
Вкладываю средства в крупные покупки
Другое
Никак не реагирую

Все опросы
Главная страница » Новости » Религиозные новости » Почему в нашем мире столько страдания?
Лега Виктор Петрович, кандидат физико-математических наук, кандидат философских наук, доцент.

Почему этот мир полон страданий? Есть ли объяснение тому, что всеблагой, всемогущий и всезнающий Бог не освобождает наш мир от страданий? Получается, что Бог этого не хочет?

Почему в нашем мире столько страдания?Бог знает о страдании, может изменить и хочет этого, но не делает. И людям трудно понять, почему так. Ведь любой человек посчитает верхом эгоизма не помочь своему другу, если тот страдает и просит о помощи. Поэтому атеисты считают, что разрешить проблему страданий в мире можно только предположив, что Бога просто нет. Нет другого выхода. Дидро сказал, что эта проблема породила как никакая другая большее число атеистов. Я часто слышал фразу, что я бы поверил в Бога, если бы в мире не было столько зла.

Как же эта проблема решается в христианстве?

В христианстве ответ дается очень простой: зло от нашей свободы. Человек сотворен по образу Божию, сотворен свободным. Если бы Бог лишил человека его свободной воли, то тогда бы он лишил человека его сущности, человек перестал бы быть человеком. Поэтому, если человек остается человеком, то он может выбирать между добром и злом. А если он выбирает между добром и злом, то он может выбрать зло. Иначе он не человек, иначе он не свободен. Таким образом, Бог не отвечает за зло творимое в мире, а отвечает за это только лишь человек.

Но есть и еще очень важный фактор, объясняющий происхождение зла в мире. Это догмат о грехопадении.

Мы все знаем, что первородный грех состоял в том, что Ева съела плод с древа познания добра и зла и дала есть Адаму. А вот в чем сущность этой истории?

Что бы понять это, давайте разберемся, почему Бог дал Адаму и Еве заповедь «от всех дерев можете вы есть, но плодов от дерева познания добра и зла не ешьте или смертию умрете». Обычно говорят, что это была первая заповедь поста. Но ведь Бог не дает бессмысленных заповедей, а мы в свою очередь не лошади, которые тянут телегу, не зная, куда и зачем. Всадник и лошадь - существа принципиально разные. Почему же была дана именно такая заповедь?

Может быть, Адам и Ева не должны были знать, что такое добро и зло, а вот когда они съели с этого дерева, то тогда появилось добро и зло?

Отцы Церкви однозначно такую версию отметают. Иоанн Златоуст, например, говорит, что сатана совершил свое отпадение задолго до Адама. Зло уже было в мире, и человек об этом знал, и когда он встречался с сатаной, то он знал, с кем разговаривает.

Причину данного запрета можно понять, если задуматься над смыслом слова «познание». Заповедь «не есть с древа познания добра и зла» означала не познавать добро и зло. И под познанием подразумевалось не знание, которое у них было, а как бы «обладание». Когда мы, современные люди говорим «знать», то подразумеваем какое-то отстраненное от жизни знание. Например, человек нам может излить свою душу, рассказать как ему плохо, а мы выслушали и спокойно так говорим: «Спасибо, я принял это к сведению». А про себя думаем: «Ну, это твоя проблема и меня она не касается». Для ветхозаветного же человека, как и для античного человека, знание это обладание истиной. Если человек познал истину, то он как бы стал единосущен с ней. Отсюда мы можем понять смысл первой заповеди, данной человеку: можешь обладать любой истиной, кроме добра и зла. Человек должен помнить, что он не творец мира, а творение. Ему было дано все в распоряжение, кроме нравственного критерия. Адам и Ева должны были понимать, что критерии нравственности, критерии добра и зла не в них, а в Боге. Вот что это означает. И когда наши прародители съели этот плод, то они как бы сказали: «Извините, но нет. Я этот критерий». В этот момент Адам обрел смертную природу.

Человека поставили перед выбором, и он сказал: «А я вот лучше знаю. Да, Бог говорил «не ешь», а я подумал и решил, что это неправильно. Оно яблоко приятно, действительно вкусно, вожделенно для глаз, оно дает знание, и я сам выбираю, что мне надо». Вот это позиция всего человечества после грехопадения. Если мы посмотрим, как идут современные споры по каким бы то ни было проблемам: политическим, нравственным, любым иным, почитаешь газеты, посмотришь телевизор или просто поговоришь с людьми далекими от Церкви, то видишь, что человек всегда основывается на своих собственных представлениях. Любую ситуацию можно взять, например, разводиться мне или не разводиться? Человек начинает думать: «С одной стороны она мне надоела, и я уже видеть ее не могу, а с другой стороны детей жалко, поэтому с этой стороны лучше не разводиться. Ну а что дети ? Дети уже взрослые, они поймут». Человек начинает разбираться сам, исходя из своих собственных представлений. Он не рассматривает какой-то объективный критерий, все его представления субъективны. И все люди после Адама стали во всех вопросах основываться на своих собственных представлениях.

Часто говорят, что это Адам согрешил, он съел яблоко, а я то его не ел, так почему я должен страдать и отвечать за чужой грех?

Да это позиция известная: мы тут все святые, яблоки только в магазинах берем, поэтому мы не должны отвечать. Но человечество расплачивается потому, что мы всегда, каждый день, по нескольку сотен раз делаем тот же самый выбор. Даже мы, христиане, крайне редко, если покопаться в себе, ставим себе задачу делать только так, как говорит Церковь. Хорошо еще если дело касается колбасы, тут-то мы твердо стоим, а когда чуть-чуть посложнее, то начинается: «Да я и так уже очень много сделал, я уже две недели колбасы не ем, а от меня тут еще что-то требуют. Ну нет, это-то уже для святых, для подвижников, а мне достаточно отказаться от колбаски, от творожка». Поэтому не надо говорить, что мы святые, мы постоянно этот же первородный грех делаем.

Но далее возникает ситуация тоже не совсем понятная. Ну съели Адам и Ева плод с древа познания добра и зла, но выгонять то зачем из рая?

Да, действительно непонятно. Например, сказал я своим детям: «Конфеты не берите». Прихожу, … съели, и я им: «Вон! Что бы ноги вашей в моем доме не было!» Так мы должны поступать? Это такая настоящая православная позиция? Почему же тогда нам сказано прощать, причем бессчетно раз? А Бог не простил. Это ж надо, нам говорит - прощайте, а Сам не простил. Чуть что - сразу выгнал.

Чтобы понять этот вопрос надо осознать последствия грехопадения для человеческой природы. Человек, ослушавшись Бога, сделал шаг от Бога. Бог есть жизнь, следовательно, человек, сделав шаг от жизни, тем самым сделал шаг в сторону смерти. Фактически, ослушание Бога есть акт самоубийства. Именно поэтому человеку было сказано «ты умрешь, если съешь с древа». Поэтому же сказано «с грехом смерть вошла в мир». Есть ли место для смерти в раю, в Царствие Божием? Безусловно, нет. Поэтому изгнание не было в буквальном смысле изгнанием, хотя в Библии и прямо написано: все, убирайся отсюда, да еще и ангела с огненным мечом поставлю, что бы тебе не прорваться сюда. Но конечно это надо понимать образно, аллегорически. Человек стал смертным, его сущность стала иной по сравнению с сущностью Царствия Небесного, поэтому человек просто не мог оставаться в раю. Это было бы нарушение гармонии Царствия Божиего. Нарушение заповеди привело к изменению в существе человека. Когда мы прощаем ребенка или даже прощаем убийцу, то мы можем простить потому, что эти грехи не изменили природы человека. То что произошло с Адамом, было более похоже на сказку о том, как Иванушка выпил водицы и стал козленочком. И после этого Иванушке уже не было места среди людей. Вот тебе хлев и живи в нем, и то в лучшем случае, а в худшем вообще будешь съеден. Природа человека изменилась, и место его обитания должно было стать другим. Именно поэтому и мир изменился. Изменился человек, и место обитания его изменилось вместе с ним, потому что мир был создан для человека, под человека. Рай, конечно же, не изменился, но мир тварный изменился. Вот интерпретация догмата о грехопадении. И в этом случае становится понятно, почему Бог не может прекратить в мире зло и страдания. Первородный грех стал возможен потому, что человек был и остается свободным.

Как быть с тем, что Бог, творя человека, заведомо знал о том, что тот Его ослушается и вынужден будет покинуть рай?

Весь замысел Бога о мире возможен только в условиях того, что у человека есть свобода и возможность эту свободу реализовать, то есть имеется выбор. Согласно Блаженному Августину, человек в раю должен был добиться такого своего состояния, когда он не смог бы согрешить, то есть стал бы фактически вторым Богом. Но человек отказался от этого пути, он мог согрешить и согрешил.

То есть иными словами, если бы Бог лишил человека выбора, оградил его от искушения - запретного плода, то человек не смог бы реализовать то свое качество, которое отличает нас от животных – свободу?

Да, человек является образом Божиим, свободным существом и любое насилие над человеком является его убийством, превращением человека в животное, в машину.

Но остается еще один вопрос. Мы говорили пока только о зле, но не о страдании. Что такое страдание? Это всегда некоторое состояние неправильности. Если у человека что-то заболевает, то человек понимает, что надо это лечить. Боль душевная или физическая есть сигнал о необходимости лечения. Нарушение заповеди послушания Богу в раю, отказ от Бога, стал отказом от жизни и шагом в сторону смерти. Поэтому закономерно появились и страдания. Почему сказано было «будешь зарабатывать хлеб в поте лица своего, а ты жена будешь рожать в муках?» Не надо понимать это как жестокое наказание за непослушание. У нормального порядочного атеиста, не знающего догматики, просто волосы дыбом встают. Мне неоднократно приходилось слышать, как атеисты говорят: «И вы этого Бога любите? Вы хотите жить с Ним в раю?!» А решается проблема очень просто. Это не наказание, потому что человек сам избрал этот путь, он отошел от жизни. А Бог, как врач, констатирует этот факт.

Вот два друга сидят в ресторане: один водочку заказал, шашлычок, а другой - кашку.

– Ты что так?

– Да знаешь, врач не разрешает.

– А я вот своему тысячу долларов дал, он и разрешил.

Этот диалог показывает, что врач существует не для того, что бы разрешить или запретить водочку и прочее, а для того, что бы констатировать состояние и помочь. Так и Бог констатирует состояние человека: «Извини, но ты смертельно болен, и твоя жизнь будет полна страданий». Это не наказание, это констатация факта.

Страдание в мире от прачеловека и от каждого из нас, которые совершаем грех каждую минуту и каждую секунду, и живем в смерти и в страдании. Но если мы верим во Христа, то мы понимаем, что это путь, ведущий к истинной жизни, потому что Спаситель сказал, что «Я есть путь и истина и жизнь». И когда мы выбираем этот путь, ведущий к жизни, то тогда мы обретаем то самое первозданное состояние.

Почему в нашем мире столько страдания?Как тогда можно объяснить, что более праведные люди зачастую живут в страданиях, тогда как злодеи и грешники блаженствуют?

Христос нам сказал, что путь в Царствие Небесное это узкий путь, то есть уже сам по себе этот путь подразумевает некоторые страдания. Почему же такой сложный путь, почему надо входить узкими вратами? Дело в том, что страдание это необходимый спутник любого труда. Один из великих сказал, что гений это 1% таланта и 99% пота. Если мы хотим чего-то добиться, то мы должны прилагать усилия, и поэтому сказано, что Царство Небесное силою берется. Но надо так же понимать, что есть страдание во имя добра, во имя любви к Богу и к ближнему, а есть бессмысленное страдание. Если я палец себе дверью прищемлю специально, то ни к Богу, ни к раю я ближе не стану, а даже стану подальше.

Вообще же страдание это мерило того - правильно ли мы идем. Если у нас нет страданий, то мы должны задуматься: что-то, наверное, не так. А когда есть страдания, то мы понимаем, что мы на правильном пути. Именно поэтому мы часто слышим, что Бог посылает испытания действительно тем, кто любит Его, хотя по нашей слабости мы естественно не хотим этого.

Приведу такое сравнение, есть два спортсмена, один талантливый, другой не очень. Что скажет тренер более талантливому спортсмену? - Вот тебе три тренировки, каждая по три часа, давай паши до тех пор, пока не упадешь. А другому говорит, – Ты пришел сюда здоровье поправить? Вот полчасика попрыгай, побегай, поплавай и можешь идти домой. Первому дается страдание, и он мог бы обидеться, но он понимает, что это сейчас ему тяжело, а потом он олимпийским чемпионом станет. А второй в лучшем случае здоровье поправит, и тоже хорошо, лучше, чем водку пить. Человеку сначала приходится себя заставлять, а потом вдруг от того же самого начинаешь получать удовольствие. Но это только в том случае, если ты идешь в правильном направлении.

Сложно все же для человеческой психики принять, что больше страданий попускается Богом для любящих Его.

Важно понять, что Бог для нашего спасения и блага использует наши же ошибки. Бог не творит зло, что бы использовать его как некоторый инструмент во спасение. Такое понимание было бы разновидностью Манихейства. Но Бог использует наши же собственные ошибки для нашей же пользы. Именно в этом плане можно говорить, что страдание есть путь к спасению. Бог не столь бессердечен. Он Сам стал человеком и Сам пострадал, не только телесно, но и душевно, будучи преданным учениками, преданным своим богоизбранным народом. Он испытал все страдания, которые только можно представить себе и телесные и душевные. Поэтому Бог это не отстраненное существо, равнодушно смотрящее, как его тварь страдает.

Часто в классической русской литературе можно прочитать, что страдание облагораживает человека, а человек, который живет без страданий, в неге и роскоши, портится. Как сказал апостол Павел «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать». И что поразительно, современный писатель Варлам Шаламов, который в 25 лет провел в колымских лагерях, фактически повторил слова апостола Павла. Он вывел из лагерей опыт, что в нечеловеческих условиях хорошие люди становятся лучше, а плохие хуже. Чем больше в лагерях греха, тем больше в лагерях добра человеческого. В этом смысле страдания облагораживают человека.

Есть люди, которые умеют преодолеть себя, умеют встать над своими невзгодами и победить свою собственную природу, свой собственный недуг. И мы таких людей уважаем, любим и преклоняемся перед ними. Или люди, которые побеждают недуг других людей, испытывая сострадание. Само слово «со-страдание» означает совместное страдание. Кто-то страдает, у меня то этого нет, я здоров, но я ему сострадаю.

У великого поэта Александра Сергеевича Пушкина есть такая фраза: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Зачем казалось бы это - жить что бы страдать? Мазохизм какой-то. Но нет. Нет страдания - нет жизни. Потому что жизнь это борьба, совершенствование, движение вперед, а оно всегда сопровождается некоторым усилием. Путь к Царствию Небесному это путь ввысь. Чтобы взобраться на гору надо приложить огромные усилия, а вот чтобы упасть с горы усилий не надо никаких. Падать всегда приятно, особенно если не знать, что тебя ждет внизу.

Недавно прочитал интервью с американским рок певцом, который критикует западную цивилизацию за то, что она создала культ бессмертия. То есть человек живет так, как будто у него нет смерти, человек живет для наслаждений. А что бы наслаждения были абсолютными надо представить, что они вечные и что никакой расплаты за них не будет. Поэтому не принято ни в литературе, ни в фильмах, особенно в Голливуде, говорить о смерти как о каком-то страдании, как например, у Толстова в «Смерти Ивана Ильича» или у Достоевского. Не принято говорить о смерти как о метафизической страшной проблеме, о которой надо всегда думать. Наша цивилизация это цивилизация, в которой страдания убираются.

В Библии есть одна книга, которая полностью посвящена проблеме страданий. Это книга Иова. Когда я ее впервые прочитал, будучи студентом, я помню, что она меня очень разочаровала. Какая-то история об Иове и его друзьях, который за что-то страдает, потом его прощают … ни за что. Особенно мне было непонятно последнее откровение Бога Иову, в котором Бог говорит о причине его страданий. А ведь это действительно единственный ответ, который мы можем получить. Иов, как мы помним, постоянно не соглашается с тем, что он страдает за какое-то дело. Ему даже друзья говорят: «Ты пострадал, значит, ты согрешил». Иов же говорит: «Пусть Бог мне ответит, за что я страдал. Я чист перед Богом». И Бог ему открывается и говорит: «Перепояшься как муж», - то есть приготовься к поединку, если ты считаешь себя равным Мне. И дальше Иову в этом поединке задается несколько десятков вопросов, суть которых сводится к одному: «Ты говоришь, что плохо в мире, но ты можешь создать хотя бы такой же мир? Я не говорю - лучше, хотя бы такой же?» - «Нет», - отвечает Иов. - «Но если нет, то о чем ты тогда говоришь?» Есть такая фраза: критиковать легко, сделай лучше. Мы все видим сучок в чужом глазу, не замечая бревна в своем. Так и здесь, если Иов говорит, что мир плох, то сделай лучше, а если не можешь, живи в том, который Я создал. Этот мир именно такой. И когда Иов соглашается, именно принимает мир таким, каков он есть, то есть понимает, что критерий добра и зла в мире не он Иов, а Бог, тогда все возвращается в прежнее состояние. Именно в этом состояло грехопадение, когда Адам сказал: «Я - критерий добра и зла». Именно в этом состояло прощение Иова, когда он сказал: «Да, не я - Иов критерий». Поэтому зло и страдание в мире есть форма существования настоящего мира.

Мы должны принимать мир таким, каков он есть.

C Виктором Петровичем Легой беседовала Наталья Смирнова.
4
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.