Развернуть чат
Активные темы
Обзор всех активных тем »
РЕКЛАМА
Наш опрос
Поддерживаете ли вы предложение ряда депутатов Госдумы судить Горбачева за развал СССР?

Да
Нет
Не знаю

Все опросы
Главная страница » Новости » Вокруг света » Как дети финансовую систему по полочкам разложили
Как дети финансовую систему по полочкам разложили
Задала училка по обществознанию детишкам бизнес-планы подготовить.

Ну а что – тема предпринимательство, пусть покреативят на тему внутришкольного бизнеса. Школа-то ‒ модель Мира, всей мировой экономики. И пятиклассники взялись за домашку как никогда ретиво. И вот ‒ урок, презентации.

Не по возрасту громоздкая отличница подробнейше разложила, как она комбинат питания устроит. Юркий рыжий мальчишка обрисовал фантастические перспективы преображения школьной транспортной системы: тут и лифты, и эскалаторы, и рикши. Смурной опрятный паренек, вовсе не похожий на шального айтишника, сделал классный доклад о системе автоматизации, контроля доступа, учета и контроля на базе школьной компьютерной сети. Бойкая веселушка рассказала о производстве обуви для всех учителей, школьников и даже для продажи на экспорт.

И вот, выходит к доске худенькая скромная девочка с открытым лицом и добрыми глазами.

‒ Все вы, ‒ говорит она одноклассникам, ‒ начинали свои бизнес-планы со слов «возьму кредит в банке». Так вот, я открываю банк.

По рядам прокатился сдержанный гул восхищения и зависти: и как сами не дотумкали?

‒ Условия у меня такие, ‒ продолжает девочка, ‒ каждый может взять любую сумму под 20% годовых.

‒ Как любую? И миллион можно, ‒ вскинул голову дремавший на задней парте до анекдотичности типичный Вовочка, хулиган и второгодник.

‒ Хоть миллиард. Хоть сто миллиардов. Но учтите – в конце года эти деньги нужно будет отдать с процентами. Кто не отдаст ‒ забираю имуществом.

‒ Чо, весь бизнес отберешь? ‒ возмутилась, алея щеками, толстая отличница.

‒ Нет, конечно! Только недостающую часть заберу, не более.

‒ Нормальные условия. Даже отличные, ‒ взвешенно отчеканил айтишник, подняв глаза от калькулятора, ‒ я согласен.

За ним все закивали голосами ‒ такой добрый и щедрый банк всем понравился.

‒ Ну вот, ‒ продолжила тихая «банкирша», ‒ в начале года я выдам гору денег. Но, сколько бы я ни выдала, 100% денег покрывают 100% школьного бизнеса. А в конце года я потребую вернуть 120% выданных денег. Гору и плюс еще пятую часть горы. А у вас на руках ‒ только гора, 20%, которые я потребую сверху, не существует в природе. Значит, по результатам года я заберу 20% школы.

За год кто-то сумеет собрать 120% денег, а кто-то и 400%. Но это значит, что у другого не будеи и половины необходимого для возврата долга. Но это не важно. Важно, что в любом случае, как только вы согласились взять кредит, вы отдали мне 20% школы.

Следующий год ‒ еще 20%. И так далее. Ну а к десятому классу я буду единственной владелицей школы. Сегодня вы мечтаете о благополучии, бизнесе, успехе, развитии. А к десятому классу вы станете моими рабами и я буду решать, кому жить, а кому умереть с голоду.

Класс затих. Учительница растерянно хлопала кривовато подведенными глазками. У кого-то в сумке невероятно громко вибрировал мобильник.

‒ Нафиг такой банк, ‒ первым ожил второгодник Вовочка, ‒ без банка обойдемся.

‒ Точно! ‒ зажглась надеждой веселушка от обувного бизнеса, ‒ без банков и денег обойдемся, бартером будем наши товары и услуги менять друг на друга.

‒ И как ты расплатишься за мороженое, ‒ искренне удивилась «банкирша», ‒ каблук от сапога отломишь и отдашь? А с работниками чем расплачиваться будешь? Кедами? Так им некогда работать станет – будут днями искать того пекаря, которому кеды нужны, чтоб булочку с повидлом купить. Вон, спроси у Дашки, ‒ «банкирша» кивнула на отличницу общественного питания, ‒ согласна она кедами оплату принимать.

‒ А мы будем друг другу расписки писать! ‒ нашелся айтишник.

‒ Хорошая идея, ‒ согласно кивнула «банкирша», ‒ и через три дня у каждого будет вот-такенная стопа записочек: «Я отдал Коле стул», «Вася меня на эскалаторе прокатил», «Взял у Ани кроссовки»… И что? Как потом со всем этим разобраться?

Класс снова затих. Бледная учительница нервно крутила браслетку на запястье, с рассеянно поглядывая то на понурый класс, то на спокойную и милую докладчицу с добрыми глазами.

‒ Это, ‒ вдруг поднялся Вовочка, грохнув стулом, ‒ Иванова, а точно школа тебе будет принадлежать?

‒ Конечно, ‒ пожала плечами девочка. Это же элементарно.

‒ Тогда это… ‒ Вовочка сопел, теребил ногтем характерные мозоли на костяшках кулачищи и пытался подобрать слова, ‒ Иванова, возьми меня на работу. Если кто свое отдавать за долги не будет – я помогу. Ага? А мне много не надо. Ты мне компьютерный класс отдай (айтишник дернулся, но промолчал), я там игровую зону сделаю.

‒ Хорошо, ‒ тут же согласилась «банкирша», ‒ будешь силовым ведомством.

‒ Не, ‒ промычал Вовочка, ‒ давай переименуем… Пусть буду «Спецназ»!

«Банкирша» еще раз кивнула и обратилась к совсем не веселой веселушке:

‒ Анечка, ну зачем тебе заниматься обувным бизнесом, который ты все равно потеряешь? Ты же хочешь получить, а не потерять, правильно? Так вот, я отдам тебе 10% школы.

‒ А мне что делать? ‒ осторожно спросила Аня, чувствуя очередной подвох.

‒ Видишь ли, мне не очень хочется работать. Поэтому работать за меня будешь ты. Вся эта возня ‒ учитывать деньги, выдавать… Вдруг среди года кто-то захочет еще кредит взять? Вот я тебе и отдам деньги под 20% годовых. А ты будешь их раздавать под 22%. Твоя доля – 10% от моей, все честно.

‒ А можно я буду не под 22% выдавать, а под… Под сколько хочу? ‒ повеселела веселушка.

‒ Конечно. Но не думай, что школа твоей станет. Вот, будешь ты отдавать деньги под 33%, и через три года школа будет вроде бы твоей. Однако, ты-то взяла у меня деньги под 20%, которых, как ты помнишь, не существует в природе. И школа все равно будет моей через пять лет. И я отдам тебе твои 10%, а не ты их получишь сама. Понимаешь? Я ‒ хозяйка.

‒ Нафиг такую хозяйку, ‒ булькнула сквозь полные щечки отличница и тут же получила мощную затрещину от Вовочки.

‒ МарьПална, ‒ повернулась «банкирша» к мирно зеленеющей в полусознательном состоянии училке, ‒ и вы не расстраивайтесь. Я дам вам большую зарплату. Вы только учите всех, что так и должно быть, что по другому не бывает. Рассказывайте детям, что если много и хорошо работать, можно достичь успеха, стать богатым. Понимаете, чем больше они работают, тем быстрее буду богатеть я. И чем лучше вы будете пудрить мозги ученикам, тем больше я вам буду платить. Ясно?

В глазах учительницы блеснула искра сознания и надежды, она часто и мелко закивала, преданно глядя на пятиклассницу.

Грянул спасительный звонок.
8
# Спец. корреспондент   tel_mail (5 сентября 2013 в 15:23)
Очередной бред ))
Я так и продолжение могу написать.

И открыла отличница комбинат питания без кредита в банке (ведь последняя как-то же смогла банк открыть). И стали все у нее питаться. Тратила отличница на готовку условно 1000 рублей, а продавала еду за 2000 рублей. После уплаты налогов и т.п. оставалось у нее на руках чистыми 500 рублей.
А так как есть людям нужно по 3 раза в день, то оставалось у нее на руках все больше и больше. Пока все деньги людей не оказались у отличницы. laughing

Банки в обычном понимании - это такой же бизнес. Взял у кого-то деньги в долг, выдал другому деньги в долг. Разницу положил в карман (в лучшем случае). Кинул клиент, не вернул кредит, залог пропал (такое часто случается) или залог обесценился, банк в убытке, т.к. вернуть тому у кого занял банку все же нужно и с процентами.
Прибыль банка - это такая же прибыль как и у любого другого бизнеса.
Отредактировал tel_mail 5 сентября 2013 в 15:30
# Завсегдатай   sporky (5 сентября 2013 в 16:10)
Цитата: tel_mail
Очередной бред ))
Я так и продолжение могу написать.

И открыла отличница комбинат питания без кредита в банке (ведь последняя как-то же смогла банк открыть). И стали все у нее питаться. Тратила отличница на готовку условно 1000 рублей, а продавала еду за 2000 рублей. После уплаты налогов и т.п. оставалось у нее на руках чистыми 500 рублей.
А так как есть людям нужно по 3 раза в день, то оставалось у нее на руках все больше и больше. Пока все деньги людей не оказались у отличницы.

Банки в обычном понимании - это такой же бизнес. Взял у кого-то деньги в долг, выдал другому деньги в долг. Разницу положил в карман (в лучшем случае). Кинул клиент, не вернул кредит, залог пропал (такое часто случается) или залог обесценился, банк в убытке, т.к. вернуть тому у кого занял банку все же нужно и с процентами.
Прибыль банка - это такая же прибыль как и у любого другого бизнеса.

Не,ну бизнес бизнесом,это и понятно.Но согласись,такая система генерирует инфляцию,да и перекос среди бедных и богатых.Только не говори,что эта система стабильна,блабала,и все нормально будет,и не говори что не знаешь что скоро ждет,очередная депрессия,как в начале столетия.Твоя проблема,в том,что ты смотришь не глобально,знаешь,это как карманник ворует у лоха,ты говоришь что вроде как для карманника это хорошо,ему семью кормить,и забываешь про лоха,ну это как-то не правильно.
Да и вообще,надо понять людям,что деньги перестали быть деньгами,для тех кто делает деньги из денег,это источник власти и средство управления,для тех,кто по социальной иерархии пониже,это средства для существования,еду купить,и новый айфон.
Отредактировал sporky 5 сентября 2013 в 16:12
# Спец. корреспондент   tel_mail (5 сентября 2013 в 16:36)
sporky,
Инфляция - это рост цен. Есть масса примеров когда в капиталистической стране с банковской системой происходит снижение цен.
Значит там работают совершенно другие факторы, а не то, что указано в статье. К тому же инфляция инфляции рознь. Если темп роста доходов населения выше инфляции, то покупательская способность населения растет, даже не смотря на инфляцию.

Экономика несколько сложнее, чем то, что описано в данной статье.

Перекос между бедными и богатыми формирует не банковская система сама по себе, а то, что средства производства находятся в частной собственности. Рабочие, создавая дополнительную стоимость товара, получают только её часть. И когда эта "часть" несправедлива и происходит этот "перекос". Почитайте Маркса.

По поводу "делать деньги из денег". Этим занимаются все предприятия и организации, а не только банки. Возьмем завод.
деньги - сырье - товар - ДЕНЬГИ. Т.е. он взял одни деньги и сгенерировал из них бОльшую сумму денег.
У банка просто эта цепочка проще.
Отредактировал tel_mail 5 сентября 2013 в 16:39
# Завсегдатай   sporky (5 сентября 2013 в 16:45)
Цитата: tel_mail
sporky,
Инфляция - это рост цен. Есть масса примеров когда в капиталистической стране с банковской системой происходит снижение цен.
Значит там работают совершенно другие факторы, а не то, что указано в статье. К тому же инфляция инфляции рознь. Если темп роста доходов населения выше инфляции, то покупательская способность населения растет, даже не смотря на инфляцию.

Экономика несколько сложнее, чем то, что описано в данной статье.

Перекос между бедными и богатыми формирует не банковская система сама по себе, а то, что средства производства находятся в частной собственности. Рабочие, создавая дополнительную стоимость товара, получают только её часть. И когда эта "часть" несправедлива и происходит этот "перекос". Почитайте Маркса.

По поводу "делать деньги из денег". Этим занимаются все предприятия и организации, а не только банки. Возьмем завод.
деньги - сырье - товар - ДЕНЬГИ. Т.е. он взял одни деньги и сгенерировал из них бОльшую сумму денег.
У банка просто эта цепочка проще.


Ок.Тогда скажи мне из чего стрится темпы роста доходов населения?И стабильно ли это?И какие это населения,по всей планете,или только в отдельных странах,у которых авианосцы и крылатые ракеты на перевес?

Я и не говорил что банковская система,я говорил такая система,банковская система в туда входит,добавочная стоимость это добавочная стоимость.

А то что делать деньги из денег,на самом деле этим грешат все,и рабочий на заводе,которому платят за продукцию,или предприятию,одно и то же,разница в масштабах.Я говорю мысли глобально,не отдельным предприятием или человеком,а глобально,в рамках всей системы,и стабильна ли это система.Только не говори что рост денежной массы,не приводит в инфляции,потому что в странах где авианосцы и крылатые ракеты,рост доходов населения превышают рост инфляции.
И да,чуть не забыл.Раз только постоянный экономический рост,спасает от инфляции,то как же окружающая среда.Все элементарно,чтобы механизм работал,нужен все больший оборот товаров и услуг,это надо все больше и больше потреблять.Это же не правильно,как считаешь?
Отредактировал sporky 5 сентября 2013 в 16:51
# Спец. корреспондент   tel_mail (5 сентября 2013 в 16:53)
sporky,
Нет у меня желания расписывать всю систему. Да и сам разбираюсь я в этой системе не настолько сильно (все же научной степени по макроэкономике у меня нет; есть лишь обычный диплом выпускника вуза).
Просто давайте различать банковскую систему в принципе и эмиссию денег. Это совершенно разные понятия.
В своем классическом понимании банк оперирует только собственными деньгами и деньгами привлеченными от "вкладчиков". И кредитует соответственно только в пределах этой суммы. В этом понимании банк ничем не отличается от обычной организации, оказывающей услуги.

Эмиссией денег занимается правительство (или центральный банк, но не без "указания" правительства). А это уже совсем другая история.
Отредактировал tel_mail 5 сентября 2013 в 16:57
# Завсегдатай   Pilgrim (5 сентября 2013 в 16:56)
Цитата: tel_mail
Возьмем завод.деньги - сырье - товар - ДЕНЬГИ. Т.е. он взял одни деньги и сгенерировал из них бОльшую сумму денег.У банка просто эта цепочка проще.

О... связка сырье - товар - связка преобразующая, т.е. этап наполнения ценностью (переработка) или "производство" (условно, из куска металла получаем автомобиль).... Банк - другая история, деньги из денег, нет обечпечения никакого..

Отредактировал Pilgrim 5 сентября 2013 в 17:00
# Спец. корреспондент   tel_mail (5 сентября 2013 в 17:03)
Цитата: Pilgrim
О тут ты немного напутал... связка сырье - товар - связка преобразующая, т.е. этап наполнения ценностью (переработка) или "производство" (условно, из куска металла получаем автомобиль).... Банк - другая история...

Это обычная услуга. Вот парикмахер же ничего не создает в физической форме. Вы же ему претензии не предъявляете, хотя в экономике он ничего нового не создал. Адвокат? Бухгалтер? Консультант? Брокер?
Банк это как раз из этого же разряда.

Банк создает "площадку", на которую приходят те у кого деньги есть и те у кого их нет. Он как бы "сводит" их вместе и определяет в интересах "вкладчиков" (ведь им нужно вернуть деньги с процентами) кому можно денег дать взаймы и в последствии осуществляет контроль возврата. И за эти услуги банк получает свою комиссию.

Представьте, что банк перестал принимать вклады и кредитовать. Люди, у которых есть временно свободные деньги, будут держать их "под матрасом" или же давать объявления "дам временно в займы под __%", потом будут сами определять а можно ли этому предприятию (человеку) дать взаймы, потом сами же будут контролировать возврат.
А люди и предприятия, которым нужны деньги, будут искать такие объявления или же сами давать такие объявления в поисках тех, кто может дать взаймы.
И вот эта толпа создаст хаос. В итоге люди будут копить деньги не давая никому взаймы (много ли людей, которые смогут оценить платежеспособность компании или человека?), предприятия не смогут найти заемный капитал для приобретения станков и будут потихоньку копить прибыль на их покупку. В экономике появится большая масса "неработающих" денег (лежащих "под матрасом").

Вот мне такой картина рисуется без этой "площадки".
Отредактировал tel_mail 5 сентября 2013 в 17:14
# Завсегдатай   kassir (5 сентября 2013 в 18:00)
tel_mail,
Как я понял в статье говорится, что например на земле есть 1 миллион и предположим его выдают в кредит 10 людям по сто тысяч и через год всем им нужно будет вернуть 120 тысяч (20%). Так как на земле всего миллион, то в любом случае кто то обанкротится и отдаст свой бизнес.
в начале года я выдам гору денег. Но, сколько бы я ни выдала, 100% денег покрывают 100% школьного бизнеса. А в конце года я потребую вернуть 120% выданных денег. Гору и плюс еще пятую часть горы. А у вас на руках только гора, 20%, которые я потребую сверху, не существует в природе. Значит, по результатам года я заберу 20% школы.
# Спец. корреспондент   tel_mail (5 сентября 2013 в 18:20)
Цитата: kassir
Как я понял в статье говорится, что например на земле есть 1 миллион и предположим его выдают в кредит 10 людям по сто тысяч и через год всем им нужно будет вернуть 120 тысяч (20%). Так как на земле всего миллион, то в любом случае кто то обанкротится и отдаст свой бизнес.

это настолько утрированная концепция.
Давай тогда так. Вернемся к моему первому примеру. На земле есть 100 тыс. руб. Есть столовая, которая кормит людей. Столовая работает с прибылью после каждой кормежки (у хозяйки остается 500 рублей). Через 200 приемов пищи все деньги перетекут в карман хозяйки столовой, больше ни у кого денег не останется и все сдохнут с голода.
Следует ли из этого, что общепит - это зло?

Все не настолько просто. У рынка есть внутренние механизмы саморегуляции. Кто-то получает прибыль, кто-то банкротится (в том числе и банки).
Отредактировал tel_mail 5 сентября 2013 в 18:41
# Завсегдатай   _Ugly_ (5 сентября 2013 в 20:05)
Цитата: tel_mail
Экономика несколько сложнее, чем то, что описано в данной статье.

Цитата: tel_mail
сам разбираюсь я в этой системе не настолько сильно (все же научной степени по макроэкономике у меня нет; есть лишь обычный диплом выпускника вуза).
на самом деле экономика значительно проще, чем заумные теории, которые выпускники-экономисты пересказывали на экзаменах; макроэкономика в принципе основана на тех же законах, что и микроэкономика, единственное принципиальное различие - макроэкономика ограничена масштабом планеты, но дело в том, что давным-давно национальные экономики, а до этого - экономика племён были изолированы, то есть тоже ограничены; повторю, "базовые" законы - общие;
про банки
Цитата: tel_mail
В своем классическом понимании банк оперирует только собственными деньгами и деньгами привлеченными от "вкладчиков". И кредитует соответственно только в пределах этой суммы.
да только беда в том, что банки выдают кредитов на гораздо бОльшие суммы; делают деньги из воздуха; и впервые это узаконено при создании Банка Англии в 1694 году - это было разрешено ростовщикам Вильгельмом Оранским за то, что его войну за британскую корону спонсировали ростовщики;
Цитата: tel_mail
Эмиссией денег занимается правительство (или центральный банк, но не без "указания" правительства). А это уже совсем другая история.
это очень, очень "другая" история: банки "отодвинули" правительства от вопросов эмиссии денег; фед.резерв (ФРС) даёт правительству США взаймы, "печатая" (а больше - рисуя в компьютерах) деньги вопреки американской конституции, которая предоставляет право эмиссии исключительно конгрессу; за кредит правительство сша обязано уплатить фед.резерву проценты; деньги на уплату процентов надо получить у фед.резерва же и опять же под проценты; такой кредит в принципе невозможно погасить;
читайте широко распространённые в сети
1. "Сказка о пяти процентах" (или "Хочу весь мир и ещё пять процентов");
2. статью "Банки-убийцы" (изложена и в виде фильма).
Цитата: tel_mail
У рынка есть внутренние механизмы саморегуляции.
пффф )))) "само"? в результате тщательно спланированных кризисов в начале ХХ века, в "Великую депрессию", в 2008 г. средства производства и банки переходили в собственность "нужных людей", из экономики вытесняли конкурентов, верящих в "саморегуляцию"; наиболее характерный пример "избранности" - финансирование сотнями миллионов необеспеченных фантиков в ходе кризиса 2008 г. банков, которые "слишком крупные, чтобы разориться";
а студентов-экономистов всё учат основам "рынка" ))))
меж тем сколько раз уже цитировали на портале Ротшильда (одного из братьев), сказавшего ещё в XIX веке - "дайте мне право печатать деньги в стране, и мне будет всё равно, кто и какие законы в этой стране принимает";
строго по статье, а также про радужный прогноз нашего выпускника-экономиста про обогатившуюся торговку едой:
в том-то и проблема горе-экономистов, что они оперируют категориями вырванных из общей картины примеров;
да только вот - я писал уже об этом - в конкуренции "саморегулируемого" рынка обычно проигравших больше, чем преуспевающих; как в спорте - на пьедестал встают лишь трое; остальные проигрывают; да, и в Великую депрессию кто-то купался в роскоши; но основная масса американцев голодала; да вы и сами видите результаты "рынка" в России - перекос в "распределении" благ; за кредиты, ессно, в первую очередь расплачивается простой народ, и не в последнюю очередь - налогами; ну, сейчас - и заложенным имуществом
Отредактировал _Ugly_ 5 сентября 2013 в 20:06
# Спец. корреспондент   tel_mail (5 сентября 2013 в 22:26)
Цитата: _Ugly_
да только беда в том, что банки выдают кредитов на гораздо бОльшие суммы; делают деньги из воздуха; и впервые это узаконено при создании Банка Англии в 1694 году - это было разрешено ростовщикам Вильгельмом Оранским за то, что его войну за британскую корону спонсировали ростовщики;

Возьми баланс любого коммерческого банка в России и посмотри. Что далеко ходить, возьми баланс нашего чувашского банка. Не нужно говорить того чего не знаешь.
Баланс читать-то умеешь? Посмотри какие у банка активы и посмотри за счет каких пассивов они образованы. Строка "эмиссионный доход" пусть тебя не смущает. Это средства акционеров. Покажи мне "напечатанные деньги".
Ни один коммерческий банк денег не "печатает". Выдает кредиты только за счет тех средств, какие имеет (собственных и заемных).
Исключение - разве что кредитование собственными векселями. Да и то, помимо того, что эта сфера жестко зарегулирована, сейчас эта операция не очень-то и популярна, да и при погашении векселя банком ситуация возвращается обратно к классике.

Давайте не будем валить все в одну кучу (банки в классическом понимании и центробанки, включая ФРС)
Отредактировал tel_mail 5 сентября 2013 в 22:55
# Журналист   EnTE (6 сентября 2013 в 00:54)
Диванные экономисты ополчились против tel_mail.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.